Продолжительность тура: 2 дня, 1 ночь
Тип передвижения: автомобили автобус - 40 чел., микроавтобус - 14 чел., джип - 6 чел.
Сезон: в течении всего года
Проживание: одноместное/двухместное в гостиницах
Описание: ознакомительный тур по городу Худжанд
День 1:
Встреча на пограничном пункте "Ойбек", или в аэропорту города Экскурсия по городу Худжанд
Обед.
Экскурсия по городу: Историко-краеведческий музей, археологии и фортификации.
Размещение в отелях: «Сугд», «Тавхид», «Худжанд»
День 2:
Завтрак.
Посещение Дворца им С. Урунходжаева, комплекса Шейха Муслихиддина и базара "Панчшанбе".
Обед.
Свободное посещение города Худжанда.
Ужин.
Отьезд.
Информация по туру: Худжанд — город на севере Таджикистана, административный центр Согдийской области.
Население — 150 тыс. жителей .
Один
из древнейших городов Центральной Азии. Второй по размеру город
Таджикистана, важный транспортный узел, политический, экономический,
культурный и научный центр страны.
В древности
История города уходит в глубокую древность. Город существовал еще
при династии Ахеменидов. Войска Александра Македонского, захватив
город, укрепили его, назвав Александрия Эсхата (Крайняя) (греч.
Ἀλεξάνδρεια Ἐσχάτη).
В VIII в. город захватили арабы. В
1219—1220 годах город оказывал ожесточённое сопротивление войскам
Чингисхана, но был разрушен.
С древнейших времен Худжанд,
находясь на перекрестке торговых путей Востока, на Великом шёлковом
пути, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и
культурных центров Мавераннахра.
Худжанд был родиной известных
астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из
них Абумахмуд Худжанди — основатель местной астрономической школы.
«Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камоли Худжанди — автора
знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся
поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти. В XIX веке в Худжанде вели
активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа
Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф.
В составе Российской империи
24 мая 1866 года город был занят русской армией и вошел в состав
Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи).
Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые
экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской
долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового
пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда.
Город являлся административным центром Ходжентского уезда Самаркандской области.
В июле 1916 году в городе началось антиимперское восстание.
При советской власти
В начале 1918 года в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 года он был включен в состав Таджикской ССР.
В
послевоенный период Ленинабад превратился в крупнейший после Душанбе
промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города
стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной
техникой, в городе действовал шёлкокомбинат — одно из крупнейших
предприятий республики. В 1991 году десятки предприятий Худжанда
производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем
дореволюционном Таджикистане за год. Ткани шелкокомбината отправлялись
в 450 городов СССР и в зарубежные страны. Начиная с 60-х годов Худжанд
активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи,
перекинув через нее два моста. За годы Советской власти коренные
преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 году в
Худжанде насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в
которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и
средним мед. образованием. Крупные изменения произошли в области
народного образования. В 1991 в Худжанде действовали 30 школ, в которых
обучались около 30 тысяч учащихся.
В 1986 году город отметил
юбилей — 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом
Президиума Верховного Совета СССР город был награжден орденом Дружбы
народов.
Независимый Таджикистан
Состоявшая в Худжанде в ноябре 1992 года XVI сессия Верховного
Совета, восстановила конституционный строй в республике и избрала
председателем Верховного Совета Э. Ш. Рахмонова. Достопримечательности: Худжандская крепость
Составная
часть фортификационной системы города. Основана в VI—V вв. до н. э.
Согласно данным, полученным Северо-Таджикской археологической
комплексной экспедицией (СТАКЭ), Худжандская крепость сначала была
окружена насыпным валом, позднее стеной значительной толщины из сырца.
Город и цитадель — составные части античного Худжанда, имели отдельные
крепостные стены, окруженные широким и глубоким рвом, наполненным
водой. Остатки этих укреплений обнаружены под центральной частью
левобережного Худжанда и окружают территорию древнего города площадью
20 га.
С развитием экономики, торговли, системы правления и
численности населения город разрастается. В VI—VII века строится новая
крепость. Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей:
цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи
у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из
самых укрепленных в Средней Азии.
Во время нашествия Чингисхана
(1219—1220 гг.) для осады города было направлено 25-тысячное войско с
50 тыс. среднеазиатских пленников. Героическая оборона Худжандской
крепости и расположенного недалеко от него острова на Сырдарье под
руководством Тимурмалика составляет одну из ярких страниц в истории
освободительной борьбы таджикского народа. В результате монгольского
нашествия Худжандская крепость была разрушена. По сообщению историка
Хофиза Абру, в начале XV века крепость лежала в руинах. По сведениям
Захириддина Бабура уже в конце XV века крепость была восстановлена и
являлясь резиденцией местного правителя.
Мечеть Масджиди Джами
Комплекс
Шейха Муслихиддина, памятник народного зодчества XVI века. Расположен
на западной стороне площади Панджшанбе. Фасад здания обращён на ул.
Шарк. Мечеть построена в 1512—1513 годах. Многоколонный (30 колонн)
айван примыкает к восточной стене зимнего зала, также многоколонного
(20 колонн), и входит во внутренний двор мечети. На улицу Шарк обращена
протяжённая южная стена мечети без каких-либо проёмов. Только справа на
краю стены, находится входное устройство дарвоза-хона с глубоким
пештаком — порталом. Расположение колонн в мечети подчинено модульной
сетке: на айване повторяются шесть рядов по четыре колонны (30
модульных квадратов), а в зимнем помещении — пять рядов колонн по
четыре. Две средние колонны по северному фасаду айвана отделаны резьбой
на всю высоту и несут повышенную часть архитрава с массивными наборными
сталактитами, сохранившими остатки росписи. При входе и над михрабом
три дощатых квадрата потолка расписаны, но краски сильно потемнели и
частью осыпались. Стены покрыты хорошим резным декором, по преимуществу
геометрических мотивов. Обе двери зимнего зала отличаются тонкой
изящной резьбой. Конструктивно здание каркасное с сырцовым заполнением
и последующей штукатуркой ганчевым раствором. Промежутки между каркасом
использованы для устройства ниш при и михраба как в зимнем зале, так и
на айване. Кровля мечети плоская земляная с глино-саманной обмазкой.
Фундамент, на котором стоят стены здания, выложен из жжёного кирпича.
Внутренний двор мечети с востока и частично севера ограничен
одноэтажными худжрами. В северо-восточной части двора высится минарет с
традиционным фонарем, оформленным арочными проемами, откуда открывается
прекрасная панорама города. Входной портал, обращённый на ул. Шарк,
отличается изразцовой облицовкой и резными ганчевыми панно по фасаду.
Высокий портал представляет лишь лицевую декоративную стенку из жжёного
кирпича, дополненную с северной стороны сырцовыми постройками в два
этажа с деревянным айваном наверху. Резные ворота портала выполнены в
1513—1514 годы. В декоративной отделке мечети принимали участие мулла
Мансур (роспись), усто Шамсидцин (резьба по ганчу) и др. Мечеть, в
целом, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой
великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной
культуры Худжанда.
Установлен в 1996 году в честь 675-летия со
дня рождения поэта. Расположен на площади Звезды Худжанда. На фоне
изображены крылья, олицетворяющие святость человека и одновременно
обозначающие крылья вдохновения поэзии. Лицо поэта обращено на место
его рождения и в сторону захода солнца. Высота сидящей фигуры 3,5 м,
крыльев 5,5 м. Площадь, занимаемая памятником, 1000 кв. м. Для того,
чтобы создать образ сильного человека, духовно богатого, совершившего
много путешествий, скульптура сознательно создана босой, так как
существуют каноны скульптуры о красоте человеческого тела. Автор
художник скульптор К. Н. Надыров. Аналогичный памятник того же автора
установлен в 1997 году в Тебризе на месте захоронения поэта
|